Госпогранкомитет сообщает

21 августа – День военно-воздушных сил

19.08.2011 1675
Надёжная охрана более чем 2,3 тысячи километров государственной границы складывается из надёжной и высокопрофессиональной службы всех сотрудников пограничного ведомства. В этой ответственной миссии важна деятельность каждого структурного подразделения пограничной службы, каждого звена. Безусловно, значительную роль в слаженной системе играет пограничная авиация.

Сейчас трудно представить, что их служба могла проходить по-другому. Но если вернуться в уже далёкий 1993 год – 25 октября был подписан соответствующий приказ о создании отдельной авиационной эскадрильи - можно узнать, с какими трудностями пришлось столкнуться летчикам.

До этого времени в Поставах базировалась отдельная авиационная эскадрилья ракетных войск стратегического назначения Советского Союза. После ее реформирования многие летчики уволились или уехали в Россию. Сложность заключалось в том, что люди стали приходить из разных ведомств, которые эксплуатировали разные типы вертолетов, и вся обкатка применительно к пограничной авиации шла непросто. Не было нормативно-правовой базы. Приходилось самим нарабатывать документы, формы, методы действий пограничной авиации, проводить «обкатку».
 
Первым руководителем отдельной авиационной эскадрильи был полковник запаса Николай Иванович Харченко, лётчик 1-го класса. 13 января 1994 года были организованы первые учебные полёты, а 2 марта 1994 года состоялся первый вылет на охрану Государственной границы на вертолете МИ-8Т.

Год за годом возрастает роль пограничной авиации. С высоты просматривается большая полоса местности. Это позволяет не только патрулировать, но и своевременно обнаруживать нарушителей пограничного законодательства, производить их задержание. Если местность не позволяет совершить посадку, то информация передается ближайшему подразделению границы.

Вертолет незаменим в труднодоступных болотистых лесах, которые часто выбирают для незаконного перехода через границу контрабандисты, и где сложно проехать автомобилю. С его помощью обнаруживаются объездные дороги, контрабандные тропы, нарушители пограничного режима, посевы наркосодержащих растений.

Кроме непосредственного патрулирования границ авиация активно сотрудничает с правоохранительными и природоохранными ведомствами, контролируя экологическое состояние и пожарную обстановку на приграничных территориях. Благодаря авиаторам воочию посмотреть на границу получили возможность представители исполнительной власти, непосредственно отвечающие за проведение государственной пограничной политики во вверенных им регионах. Пограничная авиация всегда готова также при необходимости оказать помощь в экстренной перевозке и доставке пострадавших в медучреждения.

Выполняет отдельный авиационный отряд  и задачи по поддержанию режима Государственной границы. Только за 2011 год было совершено 124 полёта на охрану госграницы. В результате этих вылетов  было задержано 24 нарушителя госграницы, 1 нарушитель режима границы, 47 – нарушителей погранрежима, задержано товароматериальных ценностей на сумму около 500 миллионов рублей.

Кроме того, патрулирование с воздуха помогает вовремя обнаружить и пресечь пограничные инциденты. Так, 19 февраля в 500 метрах от линии границы на территории государственного ландшафтного заказника Ольманские Болота Полесского лесхоза украинские граждане безжалостно вырубили около тысячи сосен, часть из которых успели вывезти на сопредельную территорию. Всего было незаконно вырублено 3 га леса.     Обнаружить незаконную вырубку леса в промышленных масштабах помогло вертолетное патрулирование. С воздуха было хорошо видно, как около 20 человек валили деревья  на нашей территории, а еще 5  с помощью трактора, автомобиля, двух мотоциклов и четырех гужевых повозок вывозили их на украинскую территорию…
 
Сейчас на вооружении пограничных авиаторов находятся 1 вертолёт Ми-8Т и 4 - AS355-NP. Последние были поставлены в рамках выполнения контракта с Госпогранкомитетом компанией «Еврокоптер». В соответствии с условиями фирмы-производителя наши лётчики и авиационные техники проходили переподготовку на специализированных курсах во Франции. Новая техника позволила значительно повысить результативность правоохранительного компонента в обеспечении пограничной безопасности, охраны «зеленой» границы, уровень взаимодействия с республиканскими органами государственного управления.

Между тем, профессионализм  лётного персонала подтверждает  их квалифицированность. Среди летного состава 40% офицеров имеют квалификацию «военный лётчик 1-го класса» и 40% – «военный лётчик 2-го класса». По итогам прохождения курса боевой подготовки и сдачи зачётов повысили свои квалификации в 2011 году 3 лётчика.

Служба в авиации постоянно требует от сотрудников приобретения новых профессиональных навыков и умений, обучения иностранным языкам. Участие пограничных авиаторов в  международных программах также напрямую связано с получением ими сертификатов гражданских специалистов. Такая работа при содействии Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь  началась в прошлом году и успешно продолжается.
 
С 2009 года лётчики продолжают успешно нарабатывать опыт ночных полётов с применением очков ночного видения и поисковых прожекторов.

Для оперативного контроля на границе вертолетчики незаменимы: каждый вылет позволяет отследить положение дел на протяжении сотен километров и дать информацию командованию для принятия своевременных решений по управлению территориальными органами пограничной службы. Практика показала верность выбранного курса на создание пограничной авиации.