Госпогранкомитет сообщает

"Война от первого лица"

17.02.2011 933

К Дню памяти воинов-интернационалистов пресс-центр Госпогранкомитета подготовил документальный фильм «Война от первого лица».
Фильм рассказывает о задачах, которые решали подразделения пограничных войск на территории Афганистана. 

Главными и единственными рассказчиками являются непосредственные участники тех событий. Пограничная деятельность в Афганистане была долгое время под запретом и умышленно уводилась от внимания общественности. Сегодня в открытом формате прозвучала информация о том, что подразделения пограничных войск первыми вошли в Афганистан и последними его покинули… 

Это пока еще рабочий проект, требующий доработки до эфирной версии. Это первый открытый взгляд на закрытые темы, на то, что всегда оставалось за кадром. Пришло время отдать должное тем ребятам, которые с честью выполнили свои задачи по защите Государственной границы СССР.

Ждем ваших отзывов и помощи.

Пограничные войска СССР в Афганистане
АвторЛеонид Спаткай
В начале 1970–х в Афганистане стало стремительно нарастать противостояние между набирающей силу Народно–демократической партией Афганистана (НДПА) и исламскими группировками радикального толка. Причем, обе стороны выступали против короля Захир–Шаха, а затем и против режима Дауда, совершившего переворот в 1973 г.

В случае прихода к власти в Афганистане исламистов становилось реальностью создание вдоль южной границы СССР пояса исламских государств, идеологически нацеленных на Кавказ и Среднюю Азию. Это, при наличии у части населения среднеазиатских и кавказских республик СССР радикальных исламских традиций, могло бы привести к дестабилизации обстановки в этом регионе.

Именно опасность захвата власти в Афганистане радикальными исламистами (в 1975 г. они попытались поднять мятеж против Дауда и захватить власть в стране, но мятеж был подавлен правительственными войсками) и подтолкнуло руководство НДПА, которая ориентировалась на демократические принципы и развитие дружбы с СССР, совершить революцию в апреле 1978 г. Это, в свою очередь, вызвало рост активности радикальных исламских группировок. В Пакистане и Иране после апреля 1978 г. осели тысячи афганских беженцев и главари афганской оппозиции, которые создавали там лагеря по подготовке боевиков. 

Основу пограничной службы Афганистана в тот период составляли пограничные батальоны (погранбатальоны) в провинциях (1–2), находящиеся в подчинении местных органов царандоя (народной милиции). Каждый батальон состоял из 3–4 рот, а те – их нескольких офицерских или сержантских погранпостов. На границе с Пакистаном (более 2000 км) было 13 погранбатальонов, на границе с Ираном (более 860 км) – 3 погранбатальона, на границе с СССР (около 2000 км) – 9 погранбатальонов. Боевой и специальной техники они не имели. Комплектовались пополнением, которое было не пригодным для службы в армии. Кроме того, укомплектованы такие батальоны были на 40–50% к штату, а общая их численность составляла около 8 000 человек. Естественно, такие пограничные подразделения были неспособны ни надежно охранять даже отдельные, наиболее важные участки границы, ни противостоять нападениям бандгрупп из Пакистана и Ирана.
Слабость пограничной охраны способствовала росту активности мятежников. И не только на пакистанском направлении. В последней декаде марта 1979 г. их вооруженные группы захватили в провинции Герат важные населенные пункты Калай–Нау и Баламургаб, вышли к перевалу Зульфагар (стык границ СССР, ДРА и Ирана) и блокировали пограничный перевалочный пункт Тургунди, расположенный рядом с советской Кушкой. В мае возникла угроза захвата мятежниками г. Баламургаба, расположенного вблизи границы СССР. В приграничной с СССР провинции Самангане мятежники захватили район шахтерского поселка Дарай–Суф, а затем, после неудачной попытки отбить его силами сводного отряда 18–й дивизии, они установили контроль над несколькими уездами. Аналогичная сложная обстановка складывалась и в северных провинциях Герат, Кундуз, Бадгиз и Бадахшан. Действия боевиков в северных районах Афганистана создали реальную угрозу безопасности жителей среднеазиатских республик. Была парализована работа многих объектов советско–афганского экономического сотрудничества. Нависла угроза взрывов газопровода Афганистан–СССР и его вантового перехода через Амударью.

Таким образом, к декабрю 1979 г. события в Афганистане привели к осложнению обстановки на советско–афганской границе: увеличилось число ее нарушений с сопредельной стороны; на некоторых участках вблизи границы появились группы мятежников, которые пытались установить контакты с местными жителями приграничных районов СССР; и т.д. Все это потребовало усиление охраны этого участка советской границы, охраняемого Среднеазиатским пограничным округом (САПО) в составе десяти пограничных отрядов (четыре – на советско–иранском участке и шесть – на советско–афганском). В этой связи было принято решение создать на приграничной афганской территории своего рода «пояс безопасности». Так как САПО не имел специальных штатных подразделений для выполнения подобных задач, то так называемые «сводные боевые отряды» (СБО) начали формировать из состава штатных погранотрядов.

С началом января 1980 г. на территорию Афганистана были переправлены два первых СБО: один – на участке Пянджского погранотряда, для взятия под охрану афганского порта Шерхан; второй – на участке 66–го Хорогского погранотряда, из района Калай–Хумб в район афганского Нусай, где располагалась резиденция афганского пограничного комиссара. 

Непосредственное руководство действиями СБО на этом этапе осуществляли начальники погранотрядов, а вопросами их взаимодействия с афганскими властями и командованием советских войск в Афганистане занималось командование САПО. С января 1980 г. руководство СБО осуществлялось оперативно–войсковой группой, которую возглавлял начальник штаба САПО.

Кроме СБО, в мае 1980 г. по просьбе руководства Афганистана силами Муграбского погранотряда Восточного пограничного округа (ВПО) на Малом афганском Памире были взяты под охрану вероятные маршруты движения караванов с оружием и боеприпасами из Пакистана и Китая. 

К лету–осени 1980 г. подразделения пограничных войск СССР дислоцировались: СБО САПО в афганских населенных пунктах Ширхан, Янги–Кала, Чаки–Аб, Рустак, Хоун, Калай–Куф и Нусай; подразделения ВПО – на Малом афганском Памире населенных пунктах Сархад и Гумбат; СБО, усиленный бронетехникой, дислоцировался в районе Гульхана на Памире, обеспечивая прикрытие нескольких наиболее доступных перевалов на афгано–пакистанской границе. В Кабуле дислоцировалась группа «Гвоздика» численностью немногим более 20 пограничников–сверхсрочников, которая обеспечивала охрану руководителя страны Бабрака Кармаля. При отделах погранслужбы приграничных дивизий вооруженных сил Афганистана, в состав которых к тому времени были включены пограничные батальоны, находились пограничники–советники, которые входили в штат 4–го отдела представительства КГБ СССР в Кабуле. В штат этого отдела также входили советники при Управлении погранвойск ДРА, преподаватели–консультанты при Академии царандоя и переводчики. Общая численность отдела составляла 25–30 офицеров–пограничников. Общая численность советских пограничников в ДРА составляла 1,5–1,7 тысяч человек. 

Также в Кабуле дислоцировались подразделения спецназа «Зенит» и «Гром» (первоначальное наименование – подразделение спецназ «А», позднее – «Альфа»), которые комплектовались и готовились при активном участии пограничников. Первыми руководителями этих подразделений был Герой Советского Союза полковник (позднее – генерал) В. Д. Бубенин и полковник Г. И. Бояринов, удостоенный звания Героя Советского Союза (посмертно) за штурм дворца Амина. До афганских событий первое подразделение спецназа обычно занималось в учебных центрах пограничных войск, а с 1982 г. его военнослужащие проходили боевую стажировку в одной из десантно–штурмовых групп Керкинского Краснознаменного пограничного отряда, непосредственно участвуя в боевых операциях на территории ДРА. Кроме того, к началу 1981 г. у подразделений спецназа КГБ «Каскад», расположенных в северных районах ДРА, возникли проблемы с комплектованием и, по решению руководства КГБ, они пополнялись личным составом пограничных войск, составившим костяк этих подразделений. 

Район оперативно–боевых действий пограничных подразделений в северных афганских провинциях простирался от Зульфагара (стык границ СССР, Ирана и ДРА) до Малого афганского Памира включительно. Прикрывая основные объекты в населенных пунктах и блокируя маршруты возможного перемещения мятежников, они поддерживали тесные контакты с афганскими органами госбезопасности и царандоя, а также афганскими пограничниками, оказывая им помощь продовольствием, ГСМ, боеприпасами, медикаментами и пр. Располагаясь вне населенных пунктов, первоначально – в палатках, подразделения сами обустраивались: сооружали жилые, хозяйственные и складские объекты (как правило, в землянках) и даже бани и хлебопекарни. Одновременно велись разведывательно–поисковые действия, рейды и засады в своих зонах, проводились операции. Эти боевые действия постоянно поддерживались двумя–тремя звеньями вертолетов.

К исходу 1980 г. СБО САПО и ВПО провели около 30 операций, поисков и других служебно–боевых действий. При этом было ликвидировано или нанесено серьезное поражение более 20 бандформированиям, уничтожено более 2 тыс. мятежников, изъято свыше 1300 единиц огнестрельного и холодного оружия. Потери пограничников составили 17 человек, два бронетранспортера и один вертолет. 

В начале 1981 г. была проведена реорганизация пограничных подразделений, находившихся на территории Афганистана. В частности, вместо СБО в САПО и ВПО были сформированы штатные мотоманевренные группы (ММГ), в г. Душанбе была развернута отдельная эскадрилья и др. Для непосредственного руководства оперативно–боевыми действиями подразделений на сопредельной территории в г. Пяндж на территории пограничного отряда была сформирована штатная оперативная группа во главе с заместителем начальника САПО. В ВПО подразделениями, действовавшими на Малом афганском Памире, руководила оперативная группа, находившаяся в кишлаке Лянгар. 

За период весна–осень пограничные подразделения, оставаясь в прежних местах дислокации, провели около 60 операций и других оперативно–боевых действий в результате которых было ликвидировано 29 бандформирований, уничтожено около 3,5 тыс. мятежников и взято в плен более 3 тыс., изъято свыше 2 тыс. единиц огнестрельного оружия, большое количество боеприпасов. По состоянию на 1 октября 1981 г. потери пограничников составили 23 человека, два бронетранспортера и четыре вертолета.

В начале октября 1981 г. перед пограничниками была поставлена задача взять под свой контроль приграничные районы всех северных провинций ДРА (исключая провинции Герат и Бадахшан) и центры этих провинций. Для выполнения этой задачи в восьми пограничных округах было сформировано девять маневренных групп численностью немногим более 300 человек каждая в составе трех пограничных застав по 50 человек (одна – на БМП, две – на БТР), минометной батареи, разведывательного взвода, противотанкового взвода (вооруженного ПТУРС), саперного взвода, взвода связи и взвода обслуживания. С первой декады января 1982 г. начался ввод мангрупп на территорию Афганистана, которые разместились в городах (или в непосредственной близости от них) Калай–Нау, Меймене, Шибирган, Мазари–Шариф, Ташкурган, Имамсахиб и Талукан. Районы их действий располагались против участков Тахта–Базарского (одна мангруппа), Керкинского, Термезского и Пянджского погранотрядов (по две мангруппы).

После окончания ввода мангрупп на территорию Афганистана численность советских пограничников в этой стране составила около 3,5 тыс. человек. 
В последующие годы численность пограничной группировки постоянно увеличивалась. Так, к началу 1983 г. она составляла около 5 тысяч человек. В составе группировки было 20 мангрупп, имеющих на вооружении 300 единиц бронетехники, 1500 минометов и другие средства. Их боевую деятельность поддерживали 2–3 вертолетные эскадрильи численностью 25–30 вертолетов. К концу 1983 г. в составе группировки общей численностью уже 5,5 тыс. человек находилось 23 мангруппы, дислоцировавшиеся в 39 населенных пунктах. 

Всего же за 9 лет войны в Афганистане в составе пограничных подразделений прошли службу 62030 пограничников – каждый четвертый из состава пограничных войск СССР. 

За время боевых действий пограничники потеряли в Афганистане 180 единиц автобронетехники, 62 вертолета, 518 человек личного состава, в том числе – 34 пограничников–белорусов и уроженцев Беларуси, 50 человек летного и летно–подъемного состава. Однако никто из пограничников не попал в плен, никого не оставили убитым или раненым на поле боя. 

Более 21 тысяч пограничников были награждены орденами и медалями, восемь стали Героями Советского Союза (двое – посмертно). Один из них, Иван Петрович Барсуков впоследствии проходил службу в 86–м Брестском пограничном отряде. Участие в боевых действиях он принимал в 1982–1983 гг., командуя десантно–штурмовой маневренной группой. 

За мужество, отвагу и героизм, проявленные при выполнении специальных задач в ДРА, майор И. П. Барсуков был награжден орденом Красной Звезды, афганским орденом «Звезда» III степени, а Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 августа 1983 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 
Вот несколько эпизодов из его воспоминаний об «афганских» событиях: «В одном из высокогорных районов мы проводили операцию по ликвидации крупной басмаческой банды. В условиях ночного боя обстоятельства сложились так, что пулеметный расчет в составе комсомольцев сержанта Овчинникова и рядового Иуса оказался отрезанным от основной нашей группы. Раненый сержант и рядовой продолжали вести бой. Они не только не покинули огневой позиции, но задержали врага до прихода помощи. Подвиг комсомольцев отмечен высокими государственными наградами. Сержанту Овчинникову вручен орден Красного Знамени, рядовому Иусу – Красной Звезды.
И еще об одном памятном бое мне хочется рассказать. В тот раз мы десантировались на остров пограничной реки, чтобы блокировать крупную, хорошо вооруженную банду. Отчаявшийся враг – страшный враг. Двенадцать раз поднимались душманы в атаку, чтобы вырваться из кольца. Но этого им так и не удалось. Я навсегда сохраню память о секретаре комсомольской организации одного из взводов – коммунисте рядовом Калькове, который в этом бою закрыл меня грудью от вражеской пули. Он награжден высокой государственной наградой». 

В 1987 г. И. П. Барсуков после окончания Военной академии имени М.В. Фрунзе был направлен для прохождения службы в 86–й Краснознаменный пограничный отряд имени Ф.Э.Дзержинского, где проходил службу начальником штаба отряда, а затем – начальником отряда. За умелую организацию пограничной службы И. П. Барсуков был награжден медалью «За отличие в охране Государственной границы СССР». 

В 1993 г. полковник И. П. Барсуков был уволен в запас и, несмотря на тяжелую болезнь, до самой своей кончины в 2001 г. проводил большую военно–патриотическую работу с военнослужащими 86–го пограничного отряда, а затем и 86–й пограничной группы. 

Указом Президента Республики Беларусь № 712 от 4 декабря 2001 г. имя Героя Советского Союза И.П.Барсукова было присвоено 5–й пограничной заставе 86–й пограничной группы.

С 5 по 15 февраля 1989 г. последними из Афганистана выходили пограничники мотоманевренных групп, дислоцировавшихся в северных районах этой страны. За период 1980–1989 гг. эти подразделения провели 1113 боевых операций, из них 340 плановых и 773 частные. В ходе боевых действий группы уничтожили 41216 боевиков, в том числе 545 полевых командиров; захватили в плен 19335 моджахедов, в том числе 279 командиров боевых групп и отрядов, 3372 пособника моджахедов, 20401 дезертира и лиц, уклоняющихся от призыва; захватили и уничтожили 20334 единиц оружия, 3024 – боеприпасов, 742 – автотранспорта.